История создания
Гости передачи
Януара Вольвач
Григорий Стасенков
Владимир Лафитский
Ольга Юрова
Александр Охота
Евгений Петров
Андрей Чувилев
Правовые новости
Народ обеспокоен
Народ просвещается
Народ расслабляется
Ссылки
Архивы сайта
Форум сайта
Контактная информация

                            Юрий Николаевич Махин

По традиции в правовой программе нередко звучат песни в исполнении гостей "Народного адвоката". И поэтому не случайно, что первая после окончания Великого Поста передача была буквально пронизана живой музыкой. Конечно же, музыкальные произведения иллюстрировали информационно-правовую часть программы. А программа, состоявшаяся 24 апреля 2006г., была посвящена практическим аспектам защиты авторского права.

С разрешения правообладателей мы публикуем извлечения из стенограммы этой передачи.

Ведущий: Христос воскресе, дорогие друзья! У микрофона ведущий программы Александр Владимирович Кукушкин и композитор и певец Юрий Николаевич Махин. За режиссерским пультом Александр Радин.

- Христос воскресе, Юрий Николаевич.

Юрий Махин: Во истину воскресе, наши уважаемые радиослушатели и Александр Владимирович!

Ведущий: Юрий Николаевич, давайте начнем нашу беседу с разъяснения азов: что такое "авторское право"?

Ю.М.: Александр Владимирович, я, как известно не юрист, но если говорить чисто формальным языком - авторское право - это раздел гражданского права, который регулирует два взаимосвязанных вида правоотношений. Во-первых, это личные неимущественные отношения. А во-вторых, это имущественные отношения, которые связаны с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. Понятно, что мне ближе именно искусство и литература. Я уверен, что в головах многие наших радиослушателей роятся очень симпатичные мелодии. Эти мелодии некоторые из них напевают или насвистывают. Особенно здорово эти произведения звучат в ванной комнате. Они поднимают настроение конкретному человеку. Или даже группе лиц под названием "семья и соседи". Но до тех пор, пока они не выражены в такой форме, которая допускает их воспроизведение, не включаются механизмы, позволяющие говорить на языке права об "авторском праве". Приведу пример. Я, придумал мелодию. В бытовом понимании авторства я - автор мелодии. Но мелодия не положена на бумагу, не записана на магнитную ленту, она публично не озвучена. Мой мозг носитель этой мелодии. Да даже если я перенес музыку на бумагу или на магнитную ленту - это вовсе не значит, что в конкретном случае произведение пригодно для воспроизведения. А теперь, уважаемые слушатели, я проиллюстрирую сказанное таким образом: я спою вам свою песню, аккомпанируя себе на гитаре.

Звучит песня "Красно солнышко" (песня исполняется "вживую" под аккомпанемент двенадцатиструнной гитары).

Ведущий: То есть вы хотите сказать, что с этой минуты никто не может похвастаться тем, что он сочинил такое же произведение?

Ю.М.: Он может это сказать, но ему надо будет доказать, что это не я, а именно он автор озвученного мною произведения.

Ведущий: Но, Юрий Николаевич, вы поставили нас перед фактом: вы публично исполнили песню на вашу музыку. Какие правовые последствия этому вы видите?

 Ю.М.: Последствия очень простые: если кому-то понравилось мелодия, и он решит публично его воспроизвести, то этот человек должен назвать мое имя. Имя автора. Это мое право - право авторства. И опять же, все зависит от конкретной ситуации. Если это дружеское застолье, то упоминание моего имени желательно, но необязательно. А если это концерт или передача?

Ведущий: А разница-то в чем?

Ю.М.: Александр Владимирович, да разница существенная. Одно дело, когда мое произведение используется что называется для "внутреннего потребления". А другое дело, когда оно публично распространяется и тиражируется, как, допустим, я только что это сделал.

Ведущий: Подводим так называемый промежуточный итог: творческая деятельность человеческого мозга (идея) должна быть выражена в виде произведения науки, литературы, искусства. Условия распространения авторского права на произведения: произведение должно быть результатом творческой деятельности, независимо от назначения, достоинства, завершенности, способа его выражения, а также обнародовано оно или нет. Произведение должно иметь объективную форму выражения, обеспечивающую его воспроизведение. То есть охраняется не сама идея, а выражение идеи в материальной форме.

 Ю.М.: Ну, в общем-то вы правильно поняли. Александр Владимирович. Но давайте я спою еще одну песню.

Звучит запись песни Ю. Махина "Зачем приходишь ты?".

Ведущий: Но сколько бы вы не пели о любви, уважаемый Юрий Николаевич, речь все равно зайдет о деньгах, поскольку всякая любовь нуждается в материальной подпитке.

Ю.М.: Если говорить о материальной стороне дела, уважаемый Александр Владимирович, то позвольте маленькую историческую справку. В 1803 г. в Санкт-Петербурге была создана Комиссия, возглавлявшаяся Управляющим Кабинета Государя Гурьевым, которая после 6 лет работы утвердила Положение, где впервые в российском  законодательстве были установлены принципы и нормы оплаты авторского вознаграждения, "дабы выгоды автора и переводчика были для них не подвержены никакому сомнению и служили бы одобрением к большим трудам".

Ведущий: Первым российским законодательным актом, регламентирующим вопросы авторского права, стал "Цензурный устав" от 22 апреля 1828 г., который содержал специальную главу "О сочинителях и издателях книг". В соответствии с этим Законом сочинитель или переводчик книги имели "исключительное право пользоваться всю жизнь своим изданием и продажей оного по своему усмотрению как имуществом благоприобретенным".

Ю.М.: В 70-е годы ХIХ-го века в России началось формирование системы авторских обществ. Первыми для защиты своих прав объединились драматурги, которые по инициативе великого драматурга Александра Николаевича Островского учредили 29 ноября 1870 г. "Собрание русских драматических писателей".

Ведущий: 21 октября 1874 года на основе этого Собрания было учреждено "Общество русских драматических писателей", ставшее первым в истории России авторско-правовым обществом со своим уставом.

Ю.М.: Председателем Общества был избран Александр Николаевич Островский. В момент основания в Общество входил 81 член, в том числе такие известные писатели, как Алексей Константинович Толстой, Иван Сергеевич Тургенев, Григорий Петрович Данилевский, Николай Семенович Лесков.

Ведущий: Об авторитете и влиянии этого Общества говорит тот факт, что уже в мае 1875 г. его председатель Александр Николаевич Островский получил от старейшего в Европе и в мире французского Общества драматических писателей и композиторов письмо с предложением заключить Конвенцию о переводах, что положило начало международным контактам России в области авторского права.

Ю.М.: И, наконец, 21 октября 1875 г. к Обществу присоединились композиторы во главе с Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым, образовав "Общество русских драматических писателей и композиторов", то есть первое российское универсальное авторско-правовое общество, управляющее авторскими правами своих членов на коллективной основе.

Ведущий: Кстати говоря, уважаемые друзья, сегодня 24 апреля отмечается день Автора и Артиста. В рамках этого торжества на кафедре ЮНЕСКО по интеллектуальной собственности состоится научно-практическая конференция "Интеллектуальная собственность: приумножая культурный и экономический потенциал". Также организована и выставка "Новейшая история  "пиратства".

Ю.М.: Мне также известно, Александр Владимирович, что Российское авторское общество организует сегодня проведение торжественной церемонии и концерта в честь Дней интеллектуальной собственности.

Ведущий: А мне, Юрий Николаевич, известно, что в рамках этих торжеств планируется проведение мероприятий по борьбе с распространением 'пиратской' продукции по линии МВД России.

Ю.М.: Горячо поддерживаю и одобряю борьбу с "пиратами". И вдохновленный инициативами Министерства внутренних дел Российской Федерации хочу исполнить песню.

Ведущий: Ну, да - что называется "щас спою"!

Звучит песня "В рожденье каждый равен всем" (песня исполняется "вживую" под аккомпанемент двенадцатиструнной гитары).

Ведущий: Юрий Николаевич, давайте еще немножко поговорим о меркантильной стороне дела, которое называется творчеством. Писать музыку, тексты песен, создавать другие произведения - это непростой труд.

Ю.М.: Я бы даже сказал - изнурительный труд.

Ведущий: Согласен. Так вот этот труд должен быть оплачен. Речь идет об авторском вознаграждении. Однако авторы не всегда способны самостоятельно собрать причитающееся им вознаграждение. Автор же, например, песен - композитор, поэт-песенник - которые исполняются на всей территории нашей страны, физически не может самостоятельно собрать вознаграждение за такое использование его произведения. То есть он не может элементарно контролировать ситуацию. Что вы можете порекомендовать творческому люду?

Ю.М.: А вот мы не спроста давали историческую справку. Для того, чтобы сделанная работа была надлежащим образом оплачена и авторы имели бы возможность реально получить эти деньги, авторы объединились и учредили Российское Авторское Общество (РАО). Создали они его для управления их имущественными правами на коллективной основе. Общество создано и действует на принципах индивидуального членства. Членами Общества могут быть:

авторы или правопреемники авторов, граждане Российской Федерации или иностранцы, создавшие произведения в области литературы или искусства, охраняемые авторским правом, и выразившие согласие на передачу Обществу функций по управлению их имущественными правами на коллективной основе;

авторы или правопреемники авторов, граждане Российской Федерации (РФ) или иностранцы, создавшие произведения в области литературы или искусства, охраняемые авторским правом, и выразившие согласие на получение содействия Общества в передаче прав на использование произведений на индивидуальной основе;

юридические лица - общественные объединения, действующие в сфере авторского права;

иностранные авторы или их правопреемники.

Ведущий: Кстати сказать, Российское авторское общество имеет свои отделения в регионах.

Ю.М.: Да. Так вот автор вступает в общество, с ним заключается Договор. И в дальнейшем по мере необходимости Автор регистрирует в РАО свои произведения. Если Автор по какой-либо причине не зарегистрировал вновь созданное произведение, то РАО обеспечивает управление имущественными правами на такое произведение с момента, когда ему становится известно о создании такого произведения. При регистрации произведений, в зависимости от жанра, Автор должен представить клавир, текст, кассету с записью произведения и т. д. и заполнить специальную регистрационную форму.

Ведущий: Юрий Николаевич, немножко подробнее о Договоре.

Ю.М.: В соответствии с Договором Автор поручает РАО осуществлять управление его имущественными правами на коллективной основе при использовании его произведений, созданных как до заключения Договора, так и в период его действия.

Для обеспечения управления имущественными правами на коллективной основе, составляющими предмет Договора, Автор передает РАО исключительное право выдавать юридическим и физическим лицам (плательщикам) разрешения (лицензии) на публичное исполнение, запись и механическое воспроизведение произведений, распространение изготовленных таким образом экземпляров произведения и другие способы использования произведений, а также собирать авторское вознаграждение.

Во исполнение поручения Автора по Договору РАО обязуется:

выдавать от имени автора юридическим и физическим лицам разрешения (заключать с ними лицензионные соглашения) на использование Произведений Автора, предусматривающие, что пользователи (плательщики) будут при их использовании соблюдать нормы авторского права и своевременно выплачивать причитающееся Автору вознаграждение;

выявлять потенциальных пользователей Произведений Автора для выдачи им лицензий на использование Произведений;

собирать и выплачивать Автору причитающееся по выдаваемым РАО лицензиям авторское вознаграждение;

предъявлять претензии и иски от имени Автора с целью взыскания компенсации за нарушение авторских прав;

совершать в соответствии с действующим законодательством любые другие юридические действия в целях обеспечения прав Автора, передаваемых по Договору.

Ведущий: Да, Юрий Николаевич, вы так "смачно" обо всем этом рассказываете, что душа взволнованно поет.

Ю.М.: Ну, вот, чтобы не томить взволнованную душу я и спою.

Звучит запись песни Ю. Махина "В лесу".

Ведущий: Вернемся к Договору. Автор, наверное, тоже принимает какие-то обязательства перед обществом?

Ю.М.: Конечно. В соответствии с Договором Автор гарантирует РАО:

что он действительно является Автором произведений, в отношении которых будет осуществляться управление его имущественными правами;

что его произведение не нарушает авторских прав третьих лиц.

Автор обязуется:

не поручать никому другому осуществление действий по управлению имущественными правами автора на коллективной основе и, в частности, выдачу разрешений на использование произведений и сбор причитающегося вознаграждения;

не отказываться от выплаты вознаграждения плательщиками (пользователями) и не получать вознаграждение от плательщиков напрямую без письменного согласия РАО;

не выдавать самостоятельно разрешений на использование произведений способами, указанными в Договоре;

уведомлять РАО о перемене места жительства, изменении фамилии, имени, отчества или псевдонима, изменении банковских реквизитов. При этом Автор соглашается, что отсутствие у РАО сведений об имевших место изменениях лишает РАО возможности точно и в срок исполнить свои обязательства по сбору и выплате вознаграждения Автору.

Ведущий: Юрий Николаевич, ясно, что авторское право действует в течение жизни автора. Но вот автор уходит из жизни, а его произведения живут. Означает ли это, что с момента кончины автора прекращается выплата авторских гонораров? Нет человека - нет проблемы?

Ю.М.: Нет Александр Владимирович. Есть такой закон. Он называется Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах". Этим законом установлено, что авторское право действует в течение всей жизни Автора и 70 лет после его смерти. И я проиллюстрирую это положение песней.

Звучит романс "Только раз" (песня исполняется "вживую" под аккомпанемент двенадцатиструнной гитары).

Ведущий: И, наконец, последний вопрос, который хотелось бы прояснить: все ли произведения охраняются авторским правом?

Ю.М.: Нет, не все. При начислении авторского вознаграждения к числу произведений, не охраняемых авторским правом, относятся:

произведения народного творчества;

произведения умерших авторов, если наследников нет или они утратили авторское право за истечением установленного законом срока;

произведения граждан иностранных государств, которые не охраняются международными договорами России.

Ведущий: То есть имеют место быть еще и международные договоры, защищающие права авторов?

Ю.М.: Конечно, но это тема для отдельной передачи.

Ведущий: К сожалению, дорогие друзья, наша передача подошла к концу. И мне остается только напомнить вам, дорогие друзья, что сегодня наша передача была посвящена практическим аспектам защиты авторского права. Для вас старались композитор и певец Юрий Николаевич Махин...

Ю.М.: и адвокат Александр Владимирович Кукушкин.

Ведущий: За режиссерским пультом трудился Александр Радин.

Ю.М.: Наш почтовый адрес: 125009, Москва, абонентский ящик N 10, "Народное радио".

Ведущий: Адреса электронной почты: nr@narodinfo.ru, и alexkuk@inbox.ru.

Ю.М.: И, конечно же, в вашем распоряжении форум интернет-сайта радиостанции "Народное радио". Задавайте свои вопросы, делитесь с нами своими проблемами.

Ведущий: Мы также выражаем благодарность Российскому авторскому обществу за информационную поддержку сегодняшней передачи и напоминаем, что "Народный адвокат" не прощается с вами. Мы говорим: "До свидания".

Ю.М.: До свидания.

 Copyright © olgerdmuradvokatam@narodinfo.ru 
BOXMAIL.BIZ - Конструктор сайтов
WOL.BZ - Бесплатный хостинг, создание сайтов
RIN.ru - Russian Information Network 3