|
|||
Вы находитесь: Главная :: Народ просвещается :: Минос: демон или человек? | |||
Минос: демон или человек? В одной из передач "НА" кандидат юридических наук Владимир Ильич Лафитский минут тридцать рассказывал о поэзии права. А потом предложил аудитории ответить на вопрос: "Кто был первым законодателем по древнегреческой мифологии"? Тому, кто правильно ответит на этот каверзный вопрос, Владимир Ильич обещал подарить красивую и умную книгу "Поэзия права: страницы правотворчества от древности до наших дней". Желающих украсить свое жилище лучшим подарком оказалось немало. Но вопрос, прямо сказать, оказался большинству друзей передачи "НА" не по зубам. И первый из дозвонившихся в прямой эфир гражданин так прямо и доложил: "На поставленный вопрос ответить не готов"! Зато радиослушатель Григорий Владимирович (он из числа людей, освоивших Интернет) первым прислал на наш Web-сайт правильный ответ. Суть правильного ответа сводится к тому, что, по мнению древних греков, первым законодателем был мифологический царь Минос. Царь Минос (краткая справка) Минос - фигура не только мифологическая, но и, как полагают некоторые, историческая. Считается, что его отцом был Зевс. Матерью - та самая Европа, которую любвеобильный Зевс обольстил и похитил, приняв облик быка белой масти. Собственно говоря, сначала он ее похитил, а потом на острове Крит "разделил с ней ложе". Европа, надо заметить, девушка была не из простолюдинок: ее отцом был финикийский царь Агенор. И в дальнейшем, оказавшись в положении матери-одиночки, Европа Агеноровна сумела таки устроить свою личную жизнь, выйдя замуж за бездетного критского царя Астерия. Царь Астерий ("Звездный") усыновил троих детей Европы и дал им приличное по тем временам воспитание. Понятно, что при таком раскладе выбор у юного Миноса был в общем-то невелик: он мог податься или в герои, или в цари. Минос героем не стал, а воцарился на трон города Кнос, что на острове Крит. Первоначально он был мудрым законодателем, который восседал на троне с золотым жезлом в руке. Позднее он создал могущественную морскую державу, и, как это часто бывает, превратился в грозного и своенравного тирана. Со своими братьями у Миноса отношения были довольно сложными: одного - Сарпедона - он изгнал с Крита; другой - Радамант (Радаманф) - сам сбежал от него в Беотию. Говорят, что до своего побега Радамант, прослывший самым справедливым из всех людей, дал критянам какие-то законы. Вероятно, Минос оспаривал этот факт. Во всяком случае, он сумел доказать людям на земле и богам на небе, что пальма первенства в законодательной сфере принадлежит именно ему. Вообще по современным меркам личная жизнь легендарного царя сложилась неудачно: жена ему изменяла, дочь пошла поперек его воли. И даже человек, спасенный им от неминуемой смерти, и тот его предал. В "Божественной комедии" Данте обращает внимание на страшный рот, который Минос имеет привычку скалить. Вероятно, поэт намекает на то обстоятельство, что в своей земной жизни всемогущий царь все-таки обломал свои зубы. Фатальный облом случился на художнике, скульпторе, зодчем и изобретателе Дедале. Говорят, что Дедал (человек хоть и талантливый, но весьма сомнительных моральных принципов) был едва ли не пленником царя Миноса. Однако многие забывают, что именно тирану, с которым древние греки предпочитали не связываться, Дедал обязан был своей жизнью. Совершив дерзкий побег с острова, Дедал осел на Сицилии и поселился у царя Кокала. Натурально, Минос снарядил большое войско, прибыл на Сицилию и потребовал от Кокала выдачи беглеца. Закончилось все тем, что царь Кокал согласился на условия критского царя и устроил ему дружеский прием в своем дворце. Когда Минос принимал ванну, дочери царя Кокала обварили его кипятком. Тут же в ванне от болевого шока Минос и умер. В загробном мире (в подземном царстве Аида) Минос возглавил судебную тройку, в которую помимо него вошли его родной брат Радамант и их кровный брат Эак. По некоторым сведениям обязанности братьев распределялись следующим образом: Эак судил новопреставленных европейцев, Радамант - азиатов, а Минос осуществлял над братьями методическое руководство, и вмешивался в судебный процесс только в спорных случаях. Бежали тысячелетия, гибли и рождались цивилизации. Сообразно новым эстетическим и религиозным представлениям укреплялась вертикаль аидской власти. Соответственно менялось и людское представление о личности загробного судии по имени Минос: то в нем видели хвостатого демона (Данте Алигьери), то Мыслителя (Огюст Роден). Но в любом случае, как тонко подметил наш радиослушатель Григорий Владимирович, "получается, кто в нашем бренном мире умеет устроиться, тот и после смерти не пропадет". Мы поздравляем Григория Владимировича с победой в нашей викторине и надеемся, что он не только украсит интерьер своей квартиры книгой "Поэзия права", но и прочтет ее от корки до корки. Ваша Ольга Муромцева (Olgerd Mur) | |||
|
WOL.BZ - Бесплатный хостинг, создание сайтов |